Полное наименование объекта внутреннего анализа: Коммунальное государственное учреждение «Кризисный центр «Жан-Сая» Управления социального благосостояния города Алматы (далее - Центр).
Основание проведения внутреннего анализа: Приказ директора Центра от 14 апреля 2022 года № 14-П.
Период проведения внутреннего анализа: 14 апреля по 15 июня 2022 года.
Анализируемый период деятельности объекта внутреннего анализа:
I и II квартал 2022 года
Анализ проведен по направлениям:
1) выявление коррупционных рисков в действующих правовых актах;
2) выявление коррупционных рисков во внутренних документах;
3)выявление коррупционных рисков, связанных с управлением персонала.
1.Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Центра.
Государственное учреждение создано постановлением акимата г. Алматы № 2\170 от 22 мая 2017 года «О создании коммунального государственного учреждения «Кризисный центр для жертв бытового насилия» Управления занятости и социальных программ города Алматы.
В соответствии с постановлением акима города Алматы от 21 августа 2020 года № 3\312 «О некоторых вопросах коммунального государственного учреждения «Кризисный центр для жертв бытового насилия» Управления социального благосостояния города Алматы переименован в КГУ «Кризисный центр «Жан-Сая» Управления социального благосостояния города Алматы.
Центр в своей деятельности руководствуется следующими нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, законами от 04 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия», от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах», от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках», от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах», от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», от 26 марта 2015 года № 165 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения», Стандартом оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия. Утвержденного Приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 21 декабря 2016 года №1079 и другими нормативными правовыми актами.
В ходе проведенного мониторинга нормативных правовых было предложено внести следующие изменения в законодетельство РК:
Для реализации взятых Казахстаном международных обязательств и эффективной реализации семейной и гендерной политики в сфере бытового насилия считаем не целесообразным рассмотрение вопроса о принятии нового законопроекта, т.к. сфера действия, цели, задачи предложенного варианта закона дублирует структуру и методы работы действующего закона.
Сделать акцент работы на внесении изменений в Закон РК «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV, что подчеркнет этапы борьбы с бытовым насилием, и сохранит историю Казахстана в профилактике семейно - бытовых отношений.
В связи с этим предлагаем:
1. Усилить законодательные рамки посредством криминализации всех видов насилия против женщин и детей в семье.
1. Ввести статью в Уголовной кодекс РК «Насилие в семье»
(1) насилие в семье, то есть намеренное физическое или вербальное действие или бездействие, совершенное одним членом семьи по отношению к другому члену семьи, причинившее физические страдания, сопряженные с легкими телесными повреждениями или иным незначительным вредом здоровью, нравственные страдания либо материальный или моральный ущерб, наказывается неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 150 до 180 часов и прохождения курсов ресоциализации агрессора или лишением свободы на срок до 2 лет.
(2) То же деяние: а) совершенное в отношении двух или более членов семьи; b) повлекшее причинение телесного повреждения средней тяжести или иного средней тяжести вреда здоровью, наказывается неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 180 до 240 часов или лишением свободы на срок до 5 лет.
(3) То же деяние: а) повлекшее причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью; b) повлекшее самоубийство или покушение на него; с) повлекшее смерть жертвы, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет.
2. Принять "План действий по сокращению насилия в отношении женщин до 2030 года", включающий меры по увеличению и улучшению услуг кризисных центров, ограничение использования медиации в преступлениях, связанных с насилием со стороны близкого партнера.
3. Внести изменения в Стандарт оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 декабря 2016 года № 1079. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 января 2017 года № 14701, Лист оценки Приложение 1, 2.
4. Создать рабочую группу по внесению изменений и дополнений в Закон РК «О профилактике бытового насилия» и другие сопутствующие законодательные акты Республики Казахстан по вопросам семейной и гендерной политики и:
- заменить в ст.1 понятие «потерпевший» на термин «пострадавший». Т.к. термин «потерпевший» используется в уголовно процессуальном кодексе РК.
- ст. 10, 11, 12. В компетенции органов внутренних дел, уполномоченных органа в области образования, здравоохранения и социальной защиты населения дополнить: функцией выявлять родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей, совершающих в их отношении противоправные действия, и извещают органы внутренних дел о фактах бытового насилия.
Вывод: В настоящее время Центром продолжаются приниматься меры направленные на устранение выявленных коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих его деятельность.
2. Выявление коррупционных рисков во внутренних документах.
В результате проведения внутреннего анализа по выявлению коррупционных рисков во внутренних документах Центра позволяет сделать следующие выводы:
Внутренние документы разработаны в соответствии с требованиями действующих законодательств в области документооборота.
Организационно-правовые нормативные документы Центра:
Действующие внутренние нормативные документы по основной деятельности соответствует номенклатуре дел, утвержденной Управлением культуры и архивов г. Алматы в 2018 году.Штатное расписание на 2022 год утверждено руководителем Управления социального благосостояния города Алматы от 05 января 2022 года. Должностные инструкции утверждены директором Центра.
Коллективный договор на 2021-2023 годы зарегистрирован отделом контроля правовой поддержки работников при Управлении социального благосостояния города Алматы в 2021 году. Приложения к Коллективному договору: Правила внутреннего трудового распорядка; Положение об оплате труда и премировании работников; Положение о сборе, хранении, обработке персональных данных работников; Положение о согласительной комиссии по индивидуальным трудовым спорам.
Внутренние документы, акты, приказы, распоряжения по вопросам безопасности и охраны труда, в соответствии с законодательными и иными нормативными актами по охране труда и безопасности Республики Казахстан.
Финансово-бухгалтерские документы, характеризующие хозяйственные операции, соответствуют правилам ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях и другим требованиям нормативно-правовых актов финансовой деятельности. Аналитический учет для составления отчетностей (налоговой, бухгалтерской, статистической) ведутся в соответствии с правилами ведения бухгалтерской отчетности. Налоговая, статистическая отчетность за I квартал закрыт. Списание товарно-материальных ценностей проходит ежемесячно.
Внутренние распорядительные документы Центра:
- Приказы и журналы регистрации по основной деятельности;- Приказы и журналы регистрации по государственным закупкам;
- Приказы и журналы регистрации по основной деятельности (зачисление, отчисление ЖБН);
- Приказы и журналы регистрации по личному составу;
- Приказы и журналы регистрации по кадрам (трудовой отпуск, командировки).
Обращение физических и юридических лиц.
Журналы регистрации входящих и исходящих документов ведутся в соответствии правилами документирования.
Обращения физических и юридических лиц в Центре рассматриваются в соответствии с Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 мая 2021 года № 70 «Об утверждении Правил регистрации, учета обращений, поступающих в государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства, а также ведения информационной аналитической системы «Электронные обращения».
В период с 01 января по 15 июня 2022 года поступило 2 обращения, из них: 2 обращения от физических лиц, обращений от юридических лиц не поступало. Обращения рассмотрены и отработаны. Не рассмотренных обращений нет, жалоб в анализируемый период не поступало.
Отчет по обращениям физических и юридических лиц в Управление комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК по г. Алматы за I квартал сдан.
В Единой электронной платформе приема и обработки всех обращений граждан – eotinish.gov.kz., за I квартал 2022 года в Центр обращений физических и юридических лиц не было.
Вывод: в КГУ «Кризисный центр «Жан-Сая» Управления социального благосостояния г. Алматы по линии ведения внутренних документов коррупционных рисков не выявлено.
3.Выявление коррупционных рисков, связанных с управлением персонала.
В результате проведения внутреннего анализа кадрового состава, штатного расписания, актов работодателя, квалификационных требований работников к выполняемой работе, соответствия формирования личных дел работников и кадровых документов Центра позволяет сделать следующие выводы:
Штатное расписание утверждено, штатно-списочный состав работников (тарификация) ведется ежемесячно. Штатная численность с 01 января 2022 года составляет - 36 единиц.
В период с 01 января по 01 июня 2022 года были заключены 7 трудовых договоров. Вновь принятые работники проверены по базе «Информационный сервис» ГУ Управления комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по г. Алматы - судимостей и коррупционных нарушений не имеют.
За отчетный период 7 трудовых договоров были расторгнуты по инициативе работника.
Расторжение трудовых договоров производилось в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан. Фактов конфликтов интересов не выявлено.
По состоянию на 15 июня 2022 года, с работниками Центра заключены трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним на казахском и русском языках, заключены договоры о полной материальной ответственности с материально ответственными лицами. Приказы по личному составу в соответствии с нормами трудового кодекса. Должностные инструкции утверждены директором Центра и подписаны работниками. Имеется действующий Коллективный договор 2021 - 2023 годы.
Подбор кадров, при приеме на работу ведется в соответствии с квалификационными требованиями к должностным обязанностям работников:
- (Здравоохранение) - в соответствии с Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан № ҚР ДСМ-305/2020 «Об утверждении номенклатуры специальностей и специализаций в области здравоохранения, номенклатуры и квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения» от 21 декабря 2020 года
- (Прочие сферы)- в соответствии с Приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 360 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения» от 25 октября 2017 года;
- (Образование) - Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц" от 13 июля 2009 года;
- (Административный персонал) - Приказа Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 553 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 30 декабря 2020 года;
- (Рабочий персонал)- в соответствии с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
Оплата труда работников производится в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».
Подсчет стажа работы по специальности работников ведется в соответствии с Правилами и условиями исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения, утвержденными Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 10 июня 2016 года № 495.
Учетно-регистрационные формы журналов ведутся в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан № 703 «Об утверждении Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях» от 31 октября 2018 года и в соответствии с номенклатурой дел.
Учет трудовых книжек ведется в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 30 ноября 2015 года № 929.
График предоставления оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков работников на 2022 год, график сменности рабочего времени воспитателей на 2022 год, график курсов повышения квалификации специалистов на 2022 год утверждены приказом директора в декабре 2021 года.
Формирование личных дел, личная карточка формы Т-2, табель учета рабочего времени, регистрация трудовых договоров и трудовых книжек производится в соответствии с с номенклатурой дел. Ведется журнал учета военнообязанных.
Проведено изучение личных дел гражданских служащих с целью выявления фактов совместной службы близких родственников, супругов и свойственников также не выявлены.
Для разрешения споров между работником и работодателем создана Согласительная комиссия по индивидуальным трудовым спорам. За отчетный период заявлений на рассмотрение интересов сторон не поступало. Заключен Коллективный договор, имеются нормативные документы, такие как: Положение о защите персональных данных работников (обработка, хранение, передача персональных данных работников), Положение о согласительной комиссии, Положение об оплате труда и премировании, Правила внутреннего трудового распорядка и другие основные документы кадровой службы.
Вывод: в КГУ «Кризисный центр «Жан-Сая» Управления социального благосостояния г. Алматы по линии управления персоналом, в том числе сменяемости кадров, коррупционных рисков не выявлено.
4. Выявление коррупционных рисков по линии урегулирования конфликта интересов.
Проанализирована процедура государственных закупок, которая проводится в строгом соответствии с требованием ст. 6 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках», конкурсной либо аукционной комиссией при выполнении процедур проведения государтвенных закупок проводится работа по выявлению аффилированности потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг. За анализируемый период факты аффилированности не выявлены.
Приобретение товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования учреждения осуществляется на веб-портале государственных закупок в соответствие с Законом «О государственных закупках» от 04 декабря 2015 года №434-V.
В период с 01.01.2022 года по 15.06. 2022 года было заключено 70 договора.
Из них способом государственных закупок:
1. Открытый конкурс – 1 договор;
2. Из одного источника по не состоявшимся закупкам – 10 договоров;
3. Запрос ценовых предложений –11 договоров;
4. Из одного источника путем прямого заключения –5 договоров;
5. Электронный магазин – 43 договора.
Фактов конфликтов интересов не выявлялось.
Разрешительных функций нет. Контрольных функций нет.
Вывод: в КГУ «Кризисный центр «Жан-Сая» Управления социального благосостояния г. Алматы коррупционные риски по линии урегулирования конфликта интересов отсутствуют.
Рекомендации:
1. Специалисту по кадрам продолжить кадровую работу по выполнению трудовой дисциплины с проведением собрания с коллективом по вопросам исполнения трудовой дисциплины (на постоянной основе).